Стандартная или пассивная модель обучения использовалась в учебных заведениях с давних пор. Самый простор пример данной методики – лекция. И хотя такой способ преподавания был и остается одним из самых распространенных, интерактивное обучение постепенно становится все актуальнее.
Что такое интерактивное обучение?
Методики образования в дошкольных учреждениях, школах, вузах делятся на две большие группы – пассивные и активные. Пассивная модель предусматривает передачу знаний от преподавателя ученику посредством лекции и изучения материала в учебнике. Проверка знаний осуществляется с помощью опроса, тестирования, контрольных и других проверочных работ. Главные недостатки пассивного метода:
- слабая обратная связь от учеников;
- низкая степень персонализации – ученики воспринимаются не отдельными личностями, а группой;
- отсутствие творческих заданий, требующих более сложной оценки.
Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся. Ученик в таком случае является активным участником процесса обучения, однако взаимодействует он в основном только с учителем. Актуальны активные методы для развития самостоятельности, самовоспитания, но они практически не учат работать в группе.
Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает объем усвоенного учениками материала до 90 процентов.
Интерактивные средства обучения
Использование интерактивных методов обучения начиналось с обычных наглядных пособий, плакатов, карт, моделей и т.д. Сегодня современные технологии интерактивного обучения включают новейшее оборудование:
- планшеты;
- компьютерные тренажеры;
- виртуальные модели;
- плазменные панели;
- ноутбуки и т.д.
Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:
- уход от презентационной подачи материала к интерактивному взаимодействию с включением моторики;
- экономия времени за счет отсутствия необходимости рисовать на доске схемы, формулы и диаграммы;
- повышение эффективности подачи изучаемого материала, т.к. интерактивные средства обучения задействуют различные сенсорные системы учащегося;
- легкость организации групповой работы или игр, полное вовлечение аудитории;
- установление более глубокого контакта между учениками и преподавателем, улучшение климата внутри коллектива.
Интерактивные приемы обучения
Интерактивные методы обучения – игры, дискуссии, инсценировки, тренинги, тренировки и т.д. – требуют от педагога применения особых приемов. Этих приемов существует множество, и на различных стадиях занятия зачастую используются разные методики:
- для включения в процесс используют «мозговой штурм», обсуждения, обыгрывания ситуации;
- во время основной части занятия используют кластеры, метод активного чтения, дискуссии, продвинутые лекции, деловые игры;
- для получения обратной связи необходимы такие приемы как «незаконченное предложение», эссе, сказка, мини-сочинение.
Психолого-педагогические условия интерактивного обучения
Задача образовательного учреждения для успешного обучения – предоставить условия для достижения индивидом максимального успеха. Психолого-педагогические условия для реализации интерактивного обучения включают:
- готовность обучаемых к данному виду обучения, наличие у них необходимых знаний и навыков;
- благоприятный психологический климат на занятиях, стремление помогать друг другу;
- поощрение инициативы;
- индивидуальный подход к каждому ученику;
- наличие всех необходимых средств обучения.
Классификация интерактивных методов обучения
Интерактивные технологии обучения делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят тренировки и выполнения практических заданий. Групповые интерактивные методы делятся на 3 подгруппы:
- дискуссионные – обсуждения, дебаты, «мозговой штурм», «кейсы», анализ ситуаций, разработка проекта;
- игровые – деловые, сюжетно-ролевые, дидактические и другие игры, интервью, проигрывания ситуаций, инсценировка;
- тренинг-методы – психотехнические игры, все виды тренингов.
Интерактивные формы и методы обучения
Подбирая интерактивные формы обучения для проведения занятий, педагогу необходимо учесть соответствие метода:
- теме, целям и задачам обучения;
- особенностям группы, возрастным и интеллектуальным возможностям слушателей;
- временным рамкам занятия;
- опыту преподавателя;
- логике учебного процесса.
Интерактивное обучение в детском саду
Интерактивные технологии и методы обучения в дошкольном учреждении используются в основном игровые. Игра для дошкольника – основной вид деятельности и через нее ребенка можно научить всему, что необходимо в его возрасте. Лучше всего для детского сада подходят сюжетно-ролевые игры, во время которых дети активно взаимодействуют и эффективно учатся, т.к. пережитые впечатления запоминаются более ярко.
Интерактивные методы обучения в школе
В школе интерактивное обучение позволяет использовать практически весь спектр методик. Интерактивные методы обучения в начальной школе – это:
- сюжетно-ролевые и имитационные игры;
- инсценировки;
- игра в ассоциации и т.д.
Например, для учеников начальных классов хорошо подходит игра, смысл которой в том, чтобы научить чему-либо соседа по парте. Обучая одноклассника, ребенок учится использовать наглядные пособия и объяснять, а также сам гораздо глубже усваивает материал.
В средней и старшей школе к интерактивным методам обучения относятся технологии, направленные на развитие мышления и интеллекта (проектная деятельность, дебаты), взаимодействие с социумом (инсценировки, проигрывания ситуаций). К примеру, со старшеклассниками уже вполне можно сыграть в ролевую игру «Аквариум», суть которой в том, что часть группы разыгрывает сложную ситуацию, а остальные – анализируют ее со стороны. Цель игры – совместно рассмотреть ситуацию со всех точек зрения, разработать алгоритмы ее решения и выбрать лучший.
«Интерактивные технологии в дошкольном образовании»
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты.
Слайд 2
Что же такое интерактивная технология обучения?
Само определение связано с понятием «интерактивный». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.
Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной
деятельности.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Слайд 3
Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:
- активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;
- развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;
- формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка
Слайд 4
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
- II младшая группа – работа в парах, хоровод;
- средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
- старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
- подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках),
Аквариум, большой круг, дерево знаний.
Дадим характеристику каждой технологии.
Слайд 5
«Работа в парах»
Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.
Слайд 6
«Хоровод»
На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.
Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
Слайд 7
«Цепочка»
Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде.
Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.
Слайд 8
«Карусель»
Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это
стимулирует общение между детьми.
Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.
Слайд 9
«Интервью»
На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью».
Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-
ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
Слайд10
«Работа в малых группах» (тройках)
В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям.
Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.
Слайд 11
«Аквариум»
«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Что дает этот прием дошкольникам?
Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.
Слайд 12
«Большой круг»
Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому
ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.
Слайд 13
«Дерево знаний»
Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки –
картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево.
Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.
Слайд 14
Кейс-технологии
К кейс-технологиям относятся:
- метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; кейс-иллюстрации; фото-кейсы);
- метод инцидента;
- метод ситуационно-ролевых игр;
- метод разбора деловой корреспонденции;
- игровое проектирование;
- метод дискуссии.
Слайд 15
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л.Рубинштейн).
Слайд 16
В процессе освоения кейс-технологий дети:
- учатся получать необходимую информацию в общении;
- умение соотносить свои устремления с интересами других;
- учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
- учатся отстаивать свою точку зрения;
- умение принимать помощь.
Слайд 17
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:
- происходит формирование у детей навыков работы в команде;
- умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
- развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
- обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
- учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
В заключении можно сказать, что интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи образовательной области «Коммуникация», а именно:
- развивают свободное общение со взрослыми и детьми;
- развивают все компоненты устной речи детей;
- способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.
Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.
Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
Интерактивные методы обучения в ДОУ отличаются тем, что обучение происходит в процессе равноправного диалогического общения, а содержание учебного материала к совместному поиску, решению учебных проблем, . Такие интерактивные технологии в дошкольном образовании могут моделировать содержание профессиональной деятельности и эффективно способствовать овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями. Включать интерактивные образовательные технологии в дошкольное обучение, можно практически во все образовательные области, а также проектировать с учетом интерактивных методик.
Сайт предназначен для работников сферы образования
Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:
- доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
- 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
- более 200 сценариев открытых уроков;
- 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.
Скачать книгу «Информатизация ОУ»
Скачать бесплатно в.pdf
Интерактивные технологии в дошкольном образовании: специфика применения
При организации проведения непосредственной образовательной деятельности, используя интерактивные технологии в дошкольном образовании для развития детей дошкольного возраста, существует несколько технологических и психологических особенностей. Естественно, нельзя взять тренинг или мозговой штурм и его методику не обрабатывая, не изменяя, и применить к работе с детьми дошкольного возраста. Конечно, нужно учитывать особенности мышления, особенности восприятия информации, активности детей дошкольного возраста. На первом этапе необходимо погружение ребенка в сюжет непосредственной образовательной деятельности. Например, создав игровую мотивацию через развивающие беседы, они помогут справиться с поставленной задачей. Далее, на основном этапе у ребенка включается в деятельность психический процесс, включается восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение, следовательно, работают интерактивные методы обучения в ДОУ.
Интерактивные методы обучения в ДОУ: метод проектов
Многими практиками используется такой метод, как метод проектов. В этом методе осуществляется тесное взаимодействие, и, можно сказать, что он, вероятно, наиболее доступный для детей дошкольного возраста, потому что создание чего-то совместно невозможно без интерактивного взаимодействия. Вообще, говорить о том, что в дошкольном детстве интерактив - это что-то новое, чисто инновационное, будет не совсем правдиво, ведь с детьми невозможно организовать по-другому образование, кроме как в активном взаимодействии с ними. Также остальные интерактивные методы обучения в ДОУ тоже доступны в той или иной мере для дошкольников, например, мозговой штурм.
Интерактивные технологии в дошкольном образовании: метод мозгового штурма
Элементы мозгового штурма можно использовать для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей. Здесь можно показать детям, что у одной задачи есть много разных решений, и каждое правильно, возможно, но только для конкретных своих условий. Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться. Можно научить слушать товарищей, а еще уважать свое и чужое мнение, можно посредством данных методов сдружить группу дошкольников. Также можно поднять статус робкого ребенка, можно сделать его более смелым, раскованным, если обращать внимание на его решения, даже если они недостаточно сильны. Можно научить детей позитивной критике, используя интерактивные методы обучения в ДОУ. Конечно, скорее, если говорить о применении данных методов, стоит говорить о старших дошкольниках.
Преимущества использования интерактивных технологий в дошкольном образовании:
Если начать внедрять такие интерактивные методы обучения в ДОУ с самого раннего возраста, тогда мы придем к тому, что человек, развиваясь, будет нести в себе зерно интерактивных методов. Все конструктивные особенности этих методов будут проявляться и в дальнейшей жизни. Это поможет ребенку эффективно налаживать взаимодействия в любой сфере своей деятельности, быть хорошим собеседником и уметь воспринимать информацию, а также научит его самостоятельно прорабатывать, обрабатывать и использовать информацию, использовать интерактивные технологии в дошкольном образовании.
Применение интерактивных методов к работе со взрослыми участниками дошкольного образовательного процесса. Вы можете использовать интерактивные и в работе с родителями, чтобы активизировать их, чтобы показать им особенности вашей работы. Вы можете, если вы руководитель образовательного учреждения, организовывать таким образом ваши педагогические советы, это будет возможно эффективней, нежели просто информацию передавать с помощью классических методов.
Игровые технологии успешно применяются в сфере образования. Раньше они преимущественно использовались в младших классах, теперь педагоги настаивают на необходимости регулярного применения инновационных игровых технологий в детском саду.
Интерактивность предполагает способность взаимодействия с людьми и техникой в режиме диалога, беседы. Это форма познавательной деятельности, которая полностью основана на психологии человеческих взаимодействий и взаимоотношений. Технология игрового обучения в детском саду помогает привлечь внимание детей, вызвать у них интерес к познанию окружающего мира.
Зачем использовать в детсадах интерактивные технологии?
Интерактивные технологии образования в дошкольных детских учреждениях необходимы для развития коммуникативных навыков дошколят. Она помогает детям укрепить межличностные отношения, преодолеть скованность, неуверенность благодаря созданию ситуации успеха. В результате формируются условия, которые необходимы для развития потребности ребенка постоянно развиваться.
Основные интерактивные технологии для ДОУ
Поскольку в детских садах занимаются маленькие дети, необходимо использовать не особо сложные технологии. Современные игровые технологии в детском саду включают в себя:
- «Работу в парах». Эта форма позволяет детям вырабатывать навыки общения, сообща работать над заданиями, договариваться.
- «Хоровод». В рамках этого упражнения воспитатель при помощи предмета учит детей по очереди справляться заданием. Такая технология необходима, чтобы научить малышей не перебивать товаришей, внимательно выслушивать ответы.
- «Цепочка» предполагает последовательное решение каждым из участников одной задачи. Для достижения общей цели ребятам приходится общаться друг с другом и предлагать разные варианты решения заданий.
- «Карусель» используется для организации работы в парах. Она помогает формировать навыки сотрудничества, взаимопомощь.
- «Дерево знаний». В рамках этого упражнения воспитатель вывешивает на дерево листы с картинками, заданиями и схемами. Дети делятся на группы и выполняют задания. После этого один ребенок демонстрирует результаты работы группы, а остальные анализируют их и дают оценку.
- «Большой круг». Цель этой технологии игрового обучения в детском саду – научить каждого ребенка высказываться, развивать коммуникационные навыки, делать выводы.
Влияние компьютеризации на систему интерактивного обучения
Инновационные игровые технологии в детском саду зачастую организовываются с использованием компьютерной техники . Технические средства помогают ускорить передачу социального опыта ребенку, повысить качество обучения, развить мотивацию детей к познавательной деятельности.
Только занятия с компьютером должны проводиться не чаще, чем 3 раза в неделю. Их продолжительность должна составлять не более одного раза в день. Иначе можно добиться противоположного эффекта, оказав отрицательное воздействие на здоровье деток.
Есть ли альтернатива компьютерам в ДОУ?
Последнее время компьютеры уступают современным игровым технологиям в детском саду. Все чаще используются интерактивные панели. Они очень удобны в использовании во время образовательного процесса. Панели работают без проекторов. В их основе используются большие LCD-мониторы. В результате гарантировано хорошее качество оборудования. Транслируемое им изображение великолепно. Изготавливаются интерактивные панели в двух модификациях, имеющих разный способ крепления. Монитор может крепиться к стене, а может иметь перекатную подставку, благодаря которой его можно легко транспортировать из одной группы в другую.
Интерактивная панель оснащена встроенным ПК, который помогает демонстрировать иллюстрационный материал детям, делать цифровые заметки. Для этого достаточно лишь коснуться пальцем панели. Инновационные игровые технологии в детском саду с установленной интерактивной панелью становятся более интересными и доступными. Специально для этого есть целая копилка интерактивных игр, позволяющих смоделировать ту или иную ситуацию реальной жизни. Использование интерактивных технологий такого уровня дает возможность детям быстрее социализироваться.
Стоит ли пользоваться современными игровыми технологиями в детском саду?
Интерактивные технологии незаменимы в современном детском дошкольном учреждении. Нынешние дети с малого возраста активно пользуются компьютерной техникой, играют в развивающие игры. Поэтому для них абсолютно неактуален объяснительно-иллюстративный метод, которым ранее активно пользовались в образовательных учреждениях любого типа.
Заинтересовать ребенка, привлечь его к процессу активного познания окружающего мира можно только с помощью технологии игрового обучения в детском саду. Это необходимо, чтобы развить у ребенка качества, необходимые для познавательной деятельности: внимательность, активность, умение работать в коллективе. Без этих свойств малышу будет тяжело при дальнейшем обучении в средней школе. Помочь осваивать новые знания может современная компьютерная техника, которая предусматривает активное воздействие ребенка и виртуальной реальности.
Педагогам необходимо активно внедрять в процесс обучения современные интерактивные технологии образования, чтобы идти в ногу со временем.
Зулфия Хабибуллина
Использование интерактивных методов и приемов обучения в дошкольном учреждении
Использование интерактивных методов и приемов в дошкольном учреждении
Первое неоспоримое право ребенка –
высказывать свои мысли.
Я. Корчак
На определенном этапе своей педагогической деятельности я поняла, что не только школе, но и дошкольному учреждению необходима наиболее современная методика , преследующая главную цель : развитие ребенка как личности.
Интерактивная методика обучения – это есть новшество, которым я пользуюсь в течение нескольких лет.
Слово «интерактив » произошло от английского слова «interact» . «Inter» -«взаимный» , «act» - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком) . Следовательно, интерактивное обучение – это обучение , построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Суть интерактивного обучения состоит в том , что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания , освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Пройдя обучение , участвуя в семинарах, конференциях, позже работая в образовательных программах, я по – новому оценила свои возможности, способности строить не только уроки, но и НОД с использованием интерактивных методов .
Такое обучение дает неожиданные положительные результаты :
Умение высказать свое мнение и отстоять его;
Активность и желание участвовать в работе;
Раскованность во время ответа, уверенность в себе.
Эффективность и целесообразность интерактивной методики я наблюдаю в своей практике.
Методы , которые я использую в работе с детьми .
НОД в группах я начинаю со знакомства с детьми.
Знакомство
Цели : Создать в группе атмосферу доверия и взаимной поддержки; формировать навыки самопрезентации, преодоления неуверенности и боязни перед публичным выступлением.
Обычно, проводя знакомство, я прошу детей рассказать историю своего имени (для детей старших и подготовительных групп) : «Кто и почему вас так назвали?» Или «Расскажите все, что вам известно о вашем имени» .
После того, как все дети представились, спрашиваю у детей :
Почему важно знать историю своего имени?
Например : Тема : Времена года
Знакомство : Меня зовут… Мое любимое время года – весна и т. д.
«Мозговой штурм» - цель : «мозгового штурма» или «мозговой атаки» в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы.
Например : Ребята, какая сегодня погода?
«Ролевая игра» : ролевая игра имитирует реальность с назначением ролей детям и предоставлением им возможности действовать «как бы по-настоящему» . Цель ролевой игры – определить отношение детей к конкретной сказке, сценке и т. д., приобрести опыт путем игры : она старается помочь научить через опыт и чувства. Иногда дети могут разыгрывать свои собственные ситуации, в которых они побывали. Также намного легче усваивать и закреплять материал именно в процессе игры.
«Кластеры»
Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод , помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.
1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.
2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.
4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.
Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.
Например :
Санки Праздник
Дед Мороз ЗИМА Снеговик
Подарки елка Новый год
В ДОУ предлагаю использовать так . На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе , также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.
«Синквейн»
Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию .
1 строка : Тема одним словом (обычно существительное)
2 строка : Описание темы в двух словах (два прилагательных)
3 строка : Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4 строка : Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)
5 строка : Повторение сути темы одним словом (синоним темы)
Например : МАМА
Добрая, любимая
Заботится, любит, кормит
Я люблю свою маму!
В ДОУ можно использовать таким образом .
1 строка : Предмет или явление одним словом.
2 строка : Описать какой этот предмет.
3 строка : Действия данного предмета.
4 строка : Нравится ли данный предмет и как?
5 строка : Как можно по другому назвать этот предмет?
Я поняла, что детей нужно воспитывать и учить добротой, требовательностью, уважением, личным примером, учить их строить хорошие взаимоотношения с другими. Чтобы быть понятой детьми, нужно понимать каждого ребенка в отдельности.
Я считаю, что успех воспитателя – это каждый хорошо проведенный день. Главное – почувствовать ребенка, увидеть, услышать, помочь, когда надо, не мешать, когда он сам работает. От воспитателя зависит, каким будут воспитанники. Не надо принуждать, надо заинтересовать , быть терпеливым и внимательным, дружелюбным и искренним, не упрекать, не критиковать, а одобрять и верить в способности ребенка.
Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться . Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все , что превращает деятельность в радостный акт познания.
Использованная литература :
1. Новая школа : Пространство Возможностей
Материалы Центральноазиатской научно – практической конференции
Бишкек-2006 г. Стр 9, 246, 325
2. Руководство по развитию критического мышления
(Методическое пособие ) Ташкент – 2002 г.
Москва, Мозаика – Синтез 2005 г .
4. Уполномоченное Образование
(Пособие для тренеров) Информационно Ресурсный Центр Позитивного Просвещения. Ташкент – 2003 г.