Копылова А.Ю.
Учитель - логопед, МАДОУ № 238
Нарушение произношения звуков [М] и [МЬ] и других губно-губных звуков встречается в логопедической практике гораздо реже, чем нарушение произношения свистящих, шипящих, аффрикат и соноров. Именно этим объясняется интерес к данным дефектам у практикующих учителей-логопедов.
Вашему вниманию представлен конспект индивидуального логопедического занятия по постановке и автоматизации звука [МЬ] в слогах.
Данный конспект предназначен для учителей-логопедов по коррекции звукопроизношения старших дошкольников в современных условиях логопедического кабинета в ДОУ в рамках индивидуальной и подгрупповой работы.
Конспект индивидуального логопедического занятия
Постановка звука [МЬ];
Автоматизация звука [МЬ] в прямых и обратных слогах;
Развитие фонематического слуха (различать звуки [М] и [МЬ] в слогах).
Сюжетно – игровая основа. Волшебная страна звуков. Котёнок Мил в гостях у ребёнка в детском саду.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Игра «У нас в гостях котёнок Мил»
Котёнок Мил звук [МЬ] забыл.
Вдруг заплакал наш котёнок.
Подошёл к нему ребёнок.
Говорит: «Не плачь, родной,
Мы звук [МЬ] найдем с тобой!»
2. Основная часть
Игра «Посещение замка принцессы Согласы в волшебной стране звуков». Логопед от лица котёнка приносит картинку – схему с алгоритмом артикуляции звука [МЬ] (разница в произнесении со звуком [М] заключается в том, что губы при произнесении звука [МЬ] напряжены гораздо сильнее, язык выгнут и его кончик упирается в нижние резцы).
Артикуляция звука [МЬ]
Характеристика звука [МЬ]: согласный, губно-губной, мягкий, звонкий.
Описание правильной артикуляции звука [МЬ]:
Губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;
Воздух выходит через нос;
Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута;
Постановка звука: по подражанию.
Упражнение «Котёнок Мил»
Логопед предлагает ребёнку помочь котёнку добраться до миски с молоком.
Инструкция для логопеда: «Проведи пальчиком по дорожке и не забудь, что по пути к миске котенок Мил должен произносить: «Мя-мя-мя», ведь она очень голодна!»
Игра «Кулачки – ладошки»
Логопед называет слоги, а ребёнок показывает кулачки – на звук [М] и ладошки – на звук [МЬ].
Игра «Твердо – мягко» (игра с мячом)
Ребёнку нужно повторить за логопедом в слогах мягко
Логопед ребёнок
Игра « Умный барабан»
Ребёнок выделяет ударный слог ударом палочкой по барабану
Слоги: ми-ми-ми`, ми-ми`-ми, ми`-ми-ми; мя-ми-ме`, ми-ме`-мю, ме`-мю-мя; мя-мю`-ми, ми-ме`-мя, мю-ме`-ми, ми-мя`-мю, ме-ми`-мя; а`мь –омь-умь, и`мь-емь-юмь, я`мь-имь-юмь, `ымь-амь-омь, `умь-юмь-ымь.
3. Подведение итогов.
Литература:
1. Жидкова Л.И. Коррекция произношения звуков раннего онтогенеза у детей дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ.
2. Егорова О. Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет
Два часа мочалкой...(мыли).
Прицепившись к задней шине,
Маша едет на...(машине).
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (Мышка).
10. Игра «Наоборот»
Взрослый просит ребенка назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука М.
Глупый - (мудрый)
Много - (мало)
Большой - (маленький)
Сухой - (мокрый)
11. Перескажи рассказ
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.
У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.
На, Мурка молоко.
Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка умная!
Звук Мь
Артикуляция звука
См. звук М. Разница заключается в том, что при произнесении звука МЬ губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.
Постановка звука. По подражанию.
1. Повтори слоги.
Мя - ме - мю | Мя - мя - мя |
Мя - мю - ме | Ямь - ямь - ямь |
Ми - мя - мю | Ми - ми - ми |
Мю - ме - ми | Ме - ме - ме |
Мё - ми - мя | Имь - имь - имь |
Мю - мю - мю | Емь - емь - емь |
2. Повтори слова.
Звук в начале слова:
Мяу, мять, мяч, мята, мятный, мягкий, мякоть, мясо, мятеж, мямля, мясорубка; мина, мигать, минута, минус, мишка, миля, Мила, милый, мир, минор; медь, медик, метать, метка, медведь, место, медуза, мешок, метель, медаль, мебель, мел; мёд, мёл.
Автоматизация звука М
Повтори слоги.
Ма - мо - му | Ам - ом - ум - ым | Мо - ма - му | Ым - ом - ам - ум |
||
Му - мы - ма | Ум - ом - ам - ым | Му - ма - мы | Ом - ум - ым - ам |
||
Повтори слова.
Звук в начале слова: Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.
Звук в середине слова: Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; кумыс, камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; кому, тому, хомут, замутить, талмуд.
Звук в конце слова:
Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.
Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма. Умка, Томка, сумка; много, многие, умножить, умножение; мне, мнение, сомнение; камни, помни, разомни; млад, младенец, младший; мрак, мрачно, мрачный, мрамор; корма, корчма.
Повтори предложения.
Мама моет Машу. У мамы мак. Маня любит малину. Маленький Мук идет в магазин. У кумы маленькая сумка. Из дома идет дымок. Мама моет раму. Маня ломает замок. У дома маленький ком. У кумы маленький сом. Маня смотрит альбом. У Димы лом. Кругом мрак. В замке много мрамора. В замке маленький ключ. В сумке сом. Маша умножает. Мама моет младенца. Маша младше Вити.
Повтори чистоговорки. Ма - ма - ма - дома я сама. Му - му - му - молоко кому? Мы - мы - мы - погуляли мы. Мо - мо - мо - едим эскимо. Повтори пословицы, поговорки. Много снега - много хлеба. Много воды - много травы. Москва - всем городам мать. Повтори скороговорки. Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили. Кот молоко лакал, А Боря булку в молоко макал. | Повтори загадки. Красная девица сидит в темнице, Голова на ножке, А коса на улице. (Морковь) В голове горошки. (Мак) Целый день летает, Всем надоедает. Ночь настает, Тогда перестает. (Муха) Пьёт бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней. (Машина) | Выучи стихотворения. Мама, так тебя люблю, Что не знаю прямо! Я морскому кораблю Дам названье «Мама!». (Я. Аким) Можно мне? - Спросила мышка? Что ты? Ты еще малышка. (Г. Сатир) Игра «Подскажи словечко» И шалить без передышки Целыйдень могли…(мартышки). Мы щенка в воде и в мыле Два часа мочалкой…(мыли). Прицепившись к задней шине, Маша едет на…(машине). В подполье, в каморке Живет она в норке, Серая малышка. Кто же это? (Мышка). |
|
Игра «Наоборот» Взрослый просит ребенка назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука М. Глупый - (мудрый) Много - (мало) Большой - (маленький) Сухой - (мокрый) | Перескажи рассказ Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его. У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине. На, Мурка молоко. Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка |
||
Звук Мь
Артикуляция звука
См. звук М. Разница заключается в том, что при произнесении звука МЬ губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.
Постановка звука. По подражанию.
Повтори слоги.
Мя - ме - мю | Мя - мя - мя | Мю - ме - ми | Ме - ме - ме |
Мя - мю - ме | Ямь - ямь - ямь | Мё - ми - мя | Имь - имь - имь |
Ми - мя - мю | Ми - ми - ми | Мю - мю - мю | Емь - емь - емь |
Повтори слова.
Звук в начале слова:
Мяу, мять, мяч, мята, мятный, мягкий, мякоть, мясо, мятеж, мямля, мясорубка ; мина, мигать, минута, минус, мишка, миля, Мила, милый, мир, минор; медь, медик, метать, метка, медведь, место, медуза, мешок, метель, медаль, мебель , мел; мёд, мёл.
Звук в середине слова:
Имя, замять, знамя; домик, комик, камин, домино, витамин, замирать; комета, камень, поменять, заметка, замена, камелия, перемена; намёк, помёт.
Стечение согласных звуков в слогах и словах: Тме, дме, бме, вме, сме. Отмена, отменить, отмести; подменить, подметать; обмен, обменять; вместе; смета, смелый.
Повтори предложения.
У Милы медаль. Мила метает мяч. Мишка любит мёд. Миша мигает Миле. Мяч летит минуту. Мила бросила мяч метко. Миша ест мясо. В доме камин. На доме висит знамя. Комета летит мимо домика Милы. Митя заметил камень. Комик понял намек. Митя несет знамя. У мяты мятный вкус. На улице метёт метель. Миша пьёт витамины. Медведь любит мёд. Митя рисует мелом.
Повтори чистоговорки. Ми - ми - ми - я пою ноту ми. Ми - ми - ми - идём сами. Повтори пословицы, поговорки. С волками жить – по-волчьи выть. Кто смел, тот и съел. Повтори загадки. Бьют его, а он не плачет, Только выше, выше скачет. (Мяч) Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь) Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (Мел) Рогатый, а не бодается. (Месяц) Скручена, связана, На кол посажена, А по улице пляшет. (Метла). | Выучи стихотворение. Мячик прыгает цветной Во дворе передо мной, Этот мячик очень мил: Стёкол он еще не бил! (Г. Виеру) Игра «Подскажи словечко». Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения. Не влезает в книжку Косолапый… (мишка). Наша Таня громко плачет, Уронила в речку… (мячик). Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной… (медведь). | Игра «Наоборот». Взрослый предлагает ребенку назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука МЬ. Игра «Будь внимательным». Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком МЬ, которые в нём встречаются. У Милы мелки. Она нарисовала медведя, медузу, мяч, медаль. У Милы получились красивые рисунки. Мила показала рисунки Тёме. Он тоже решил что-нибудь нарисовать, взял мелок и вот перед нами комета. Молодцы, ребята! |
Презентация «Автоматизация звука М в слогах, словах и предложениях» может быть использована для занятий с детьми младшей и средней группы с общим недоразвитием речи. В ней представлен материал для автоматизации звука М в слогах, словах разной слоговой структуры и предложениях. Содержание подобрано таким образом, чтобы практически исключить звуки позднего онтогенеза. Речевой материал сопровождается показом соответствующих картинок.
При автоматизации звука выбирайте только те слоги, слова и предложения, которые не содержат «трудных» для ребенка звуков. Выполняйте задания только в хорошем настроении!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Выполнила: учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 362 Козлова Г. Р. Автоматизация звука М в слогах, словах и предложениях.
Автоматизация звука М в слогах Повторяй за взрослым цепочки слогов. Правильно произноси звук М. Ма-ма-ма, М о- мо - мо, М у-му- му, М э-мэ-мэ, М ы-мы-мы. Ма -мы- мэ - мо-му, Мы- мэ - мо-му-ма, Мэ - мо -му- ма -мы, Мо- му - ма -мы- мэ, Му - ма -мы- мэ - мо.
Автоматизация звука М в слогах Повторяй за взрослым цепочки слогов. Правильно произноси звук М. Ам-ам-ам, Ом-ом-ом, Ум-ум-ум, Ым-ым-ым. Ам -ым-ом-ум, Ом- ым -ум- ам, Ум- ам -ым-ом, Ам -ум-ом- ым.
Автоматизация звука М в слогах Повторяй за взрослым цепочки слогов. Правильно произноси звук М Мам-мом- мум, Мым - мэм -мам, Мум - мым -мом, Мам- мэм - мум. Ама - омо -уму, Имы-эмэ-омо, Омо - ама -уму, Эмэ - омо -уму.
Автоматизация звука М в слогах Повторяй за взрослым пары слогов: ам-ма. Мо – ом Ум – му Мэ – эм Ом – мо Мы - ым Ма – ам Эм – мэ Ым – мы Му – ум Ам – ма
Автоматизация звука М в начале слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М м ама Маня
Автоматизация звука М в начале слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М макака магия
Автоматизация звука М в начале слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М м ак м аг
Автоматизация звука М в начале слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М м адам майка
Автоматизация звука М в начале слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М м анго м анто
Автоматизация звука М в начале слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М м анка магнит
Автоматизация звука М в начале слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М м аковка м адонна
Автоматизация звука М в начале слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М мода монета
Автоматизация звука М в начале слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М мох м оток
Автоматизация звука М в начале слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М м онах м опед
Автоматизация звука М в начале слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М мойва моховик
Автоматизация звука М в начале слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М м ука м уха
Автоматизация звука М в начале слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М мумия муфта
Автоматизация звука М в начале слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М м утный м ультик
Автоматизация звука М в начале слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М м ыть м эр
Автоматизация звука М в середине слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М дама р. Кама
Автоматизация звука М в середине слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М Тёма пума
Автоматизация звука М в середине слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М яма панама
Автоматизация звука М в середине слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М бумага помада
Автоматизация звука М в середине слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М томат кайма
Автоматизация звука М в середине слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М кайман команда
Автоматизация звука М в середине слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М комод комок
Автоматизация звука М в середине слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М немой дымок
Автоматизация звука М в середине слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М омут хомут
Автоматизация звука М в середине слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М дамы гномы
Автоматизация звука М в конце слова. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М том в ам, н ам, т ам, б ом! т опим.
Автоматизация звука М в конце слова Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М дом дым
Автоматизация звука М в словах со стечением согласных. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М много темно
Автоматизация звука М в словах со стечением согласных. Повторяй за взрослым слова. Правильно произноси звук М выдумка комната
Автоматизация звука М в предложениях Повторяй за взрослым предложения. Правильно произноси звук М Мама дома. У дома гномы.
Автоматизация звука М в предложениях Повторяй за взрослым предложения. Правильно произноси звук М У Мани маки. Маки в тумане.
Автоматизация звука М в предложениях Повторяй за взрослым предложения. Правильно произноси звук М У Томы панама. У Димы много бумаги.
Спасибо за внимание!
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: познакомиться со звуками [м] и [м"] и буквой, которая их обозначает.
Задачи урока:
- учиться отличать звуки [м] и [м"] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.
- формировать навыки чтения, обобщать знания о твердых парных и мягких парных согласных звуках;
- на основе речемыслительной деятельности развивать интеллектуальные способности учащихся
- воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, гуманности по отношению друг к другу,
- формировать интерес к предмету,
Наглядность и оборудование.
На партах у учащихся: учебное пособие "Учимся читать" 2 ч. Карточки для составления звуковых схем, карточки-слоги, цветные карандаши, тетрадь.
Презентация урока: иллюстративный материал, задания.
Оборудование: кубики с буквами, проектор, экран, компьютер.
I. Организационный момент.
Готовность учеников к уроку.
II. Артикуляционная гимнастика.
III. Актуализация знаний учащихся
На доске две группы изображенных предметов. <Слайд 1>.
1) рот, ряд, малыш;
2) мяч, орёл, индюк.
Назовите предметы, изображенные в первой группе.
Назовите предметы, изображенные во второй группе.
С помощью чего вы назвали изображенные предметы?
(- С помощью слова)
Чем отличается предмет от слова?
Исключите одно слово из первой группы по нескольким признакам одновременно.
(Из первой группы можно исключить слово малыш, так как в нем два слога, а в словах рот и ряд - по одному. В слове малыш пять звуков, а в словах рот и ряд - по три. Слово малыш отвечает на вопрос КТО?, а слова рот и ряд - на вопрос ЧТО?). <Клик>
Какое слово можно исключить из второй группы?
(Из второй группы можно исключить слово мяч, так как в нем один слог, а в словах орёл и индюк - по два. Мяч - это название игрушки, слово отвечает на вопрос ЧТО?, а орёл и индюк - это названия птиц, слова отвечают на вопрос КТО?. Слово мяч начинается на согласный мягкий звук и оканчивается на согласный мягкий звук, а слова орёл и индюк начинаются с гласного звука, а оканчиваются на согласный. <Клик>
IV. Формулирование учащимися темы и цели урока
Произнесите первые звуки исключенных слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Слово малыш начинается со звука [м], а слово мяч - со звука [м"]. Значит, тема сегодняшнего урока - "Звуки [м] и [м"] и буква, которая их обозначает").
Какова цель нашего урока?
(Цель урока - познакомиться со звуками [м] и [м"] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [м] и [м"] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой).
V. Знакомство с новыми звуками <Слайд 2>.
Произнесите слово малыш, выделяя в нем первый звук.
Назовите первый звук. ([м]).
Произнесите звук [м] перед зеркальцем и расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.
(При произнесении звука [м] губы плотно сжимаются, не растягиваясь в стороны. Зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно).
Произнесите звук [м] еще раз, определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении? (При произнесении звука [м] воздух встречает преграду, значит, он согласный).
Каков характер его звучания? (При его произнесении слышится голос и шум, значит, он звонкий).
Какой звук следует за ним? (Звук [м] произносится твердо, и за ним стоит звук [у], значит, он твердый).
Дайте короткую характеристику звука [м]. (Звук [м] согласный, звонкий, твердый). <Клик>
Поскольку малыш очень любит играть в мяч , давайте поработаем с этим словом.
Произнесите слово мяч, выделяя в нем первый звук.
Назовите первый звук в слове мяч.
(Это звук [м"]).
Произнесите звук [м"] несколько раз, дайте его характеристику, обосновывая свой ответ.
(При произнесении звука [м"] воздух встречает преграду, значит, он согласный. При произнесении звука [м"] слышится голос и шум, значит, он звонкий. Звук [м"] произносится мягко, значит, он мягкий).
Коротко охарактеризуйте звук [м"].
(Звук [м"] согласный, звонкий, мягкий). <Клик>
Вспомните тему урока и назовите игрушки, в которые мог бы ещё играть малыш. (Машинка, меч, мишка и т.д.)
Физминутка.
На физкультминутке мы определим, какое имя могло быть у малыша. Если в его имени есть звук [м] или [м"], то мы киваем головой, соглашаясь; если нет нового звука- отрицаем движением головы.
Миша, Аким, Артём, Сергей, Тарас, Тимур, Максим, Данила, Семён.
VI. Знакомство с новой буквой.
Малыш раскидал кубики с разными буквами. Давайте наведём порядок, складывая кубики в коробочку. Как только вы увидите букву на кубике, которая обозначает звуки [м] и [м"], хлопните в ладоши.
Как называется эта буква?
(Это буква "эм"). <Клик>
На что похожа буква М? Прочитаем стихотворения об этой букве.
Встаньте парами и изобразите букву М.
В какой квадратик ленты букв мы поместим букву М и почему? <Клик>
VII. Чтение слогов, слов, текста с новой буквой
1. Чтение слогов.
С буквой М мы познакомились. Что теперь мы можем делать?
Давайте прочитаем малышу слоги, добавляя каждый раз по одной букве. <Слайд 3>.
2. Работа с чистоговоркой.
Хорошо справились с заданием. А теперь научим малыша правильно и чисто произносить звуки. Прежде надо вставить в чистоговорку подходящий по содержанию слог. <Слайд 4>.
:.- дома я са: (ма-ма-ма -------ма) <Клик>
:. - молоко ко: (му) Клик
:. - едим эски: (мо) Клик
:. - прочитали:(мы) Клик
:. - поём ноту ":" (ми)
3. Чтобы малышу не было скучно, поиграем в игру "Слоговое лото"
(Каждый ученик выбирает и записывает три из предложенных слогов в пособие, учитель показывает другой слог, если получается слово, то ученик получает очко и т.д.). (Далее идет взаимопроверка).
4. Найди "лишнее" слово.
Прочитаем, какие слова у Малыша. Найдём среди них "лишнее".
мышка | миска | мак |
мошка | кошка | мех |
Докажите свой ответ. <Клик>
Что вы знаете о кошках? Каждый готовит по одному предложению, которое бы продолжило ранее услышанную мысль.
Какие двусложные слова могут быть связаны по смыслу со словом КОШКА? (Миска - посуда, из которой кошки едят, мышка - зверёк, за которым охотятся кошки).
5. Составление звуковых схем к словам МЫШКА и МИСКА <Клик> . (Один из учеников составляет схему на доске с использованием магнитных карточек, остальные работают в тетрадях).
6. Чтение текста.
Малыш тоже хочет рассказать о своих домашних питомцах. Послушаем рассказ "Мурка и Мурзик". (Слушаем хорошо читающего ученика, затем каждый шёпотом для себя).
Беседа по прочитанному.
Кто живет в доме?
Как зовут кошек?
Почему Мурка лижет Мурзика?
VIII. Итог урока
С какими новыми звуками и новой буквой мы познакомились?
(Мы познакомились со звуками [м] и [м"] и буквой М).
Дайте характеристику звукам [м] и [м"].
(Звук [м] согласный, звонкий, твердый. Звук [м"] согласный, звонкий, мягкий).
Список литературы.
- Л.А.Ефрсинина. Учебное пособие по чтению для 1 класса "Учимся читать" 2 часть, Москва, издательство Вентана-Граф.
- Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте. 1класс. Москва, гуманитарный издательский центр "Владос".